Новые книги / 2020
Автор: Даниэль Шуман
Обеты в древнем иудаизме и раннем христианстве

Gelübde im antiken Judentum und frühesten Christentum
В книге «Обеты в древнем иудаизме и раннем христианстве» Даниэль Шуман стремится проследить самые ранние суждения относительно обетов, как они записаны в древних иудейских и раннехристианских источниках со времён Второго Храма. Он также показывает, как иудаизм и христианство участвовали в древних формах принятия обетов со времён поздней Античности, и как они развили свои взгляды в дальнейшем. Представляя эти учения на основе широкого круга источников, он показывает, как в еврейском и в христианском самосознании на протяжении веков с уважением и сдержанностью высказывались различные точки зрения. В конце концов, клятвы – это культовая практика, в которой благополучие и несчастье находятся в более тесной близости, чем в большинстве других актов богопочитания.

Данная книга входит в серию Ancient Judaism and Early Christianity.
Предисловие
Введение

1. Состояние исследований и цели работы.

2. Методологические соображения по использованию раввинистических текстов для освещения мнений относительно практики обетов в иудаизме Второго Храма.

2. Обеты и их теологический, религиозный, правовой, социологический и антропологический контекст.
2.1. Форма инаугурации согласно свидетельству еврейской Библии.
2.2. Клятва и присяга: неравная пара близнецов.
2.3. Голоса, предупреждающие об осторожном отношении к клятвам.
2.4. Отмена клятв.


3. Обеты как общепринятое освящение жертвоприношений.
3.1. Обеты как общепринятое освящение жертвоприношений согласно свидетельству еврейской Библии.
3.2. Обеты как общепринятое освящение жертвоприношений согласно свидетельствам еврейских текстов греко-римского периода.
3.3. Обеты как общепринятое освящение жертвоприношений согласно свидетельствам нееврейских источников.
3.4. Обеты как общепринятое освящение жертвоприношений по свидетельству раввинов.
3.5. Обеты как общепринятое освящение жертвоприношений согласно свидетельству Нового Завета.

4. Обеты как общепринятое личное посвящение: назорейский обет и другие формы самоосвящения и личного посвящения.
4.1. Индикация проблемы
4.2. Корбан, или освящение цены, и другие формы личного посвящения.

5. Запрет обетов
5.1. Еврейские свидетельства практики запрета клятв в греко-римский период.
5.2. Эпиграфические данные о практике запрета клятв.
5.3. Запрет клятв согласно свидетельствам традиционной раввинской литературы.
5.4. Новозаветный дискурс относительно запрещения клятв.

6. Клятва заклятия в древнем иудаизме и раннем христианстве.
6.1. Заклятие и заклинательная клятва согласно свидетельству еврейской Библии.
6.2. Заклятие и заклинательная клятва в еврейских писаниях греко-римского периода.
6.3. Заклятие и заклинательная клятва по свидетельству раввинов
6.4. Заклятие в Новом Завете
6.5. Вывод

7. Итоги
1. Применение методологии
2. О клятвах в их богословском, религиозном, правовом, социологическом и антропологическом контексте.
3. Обет как условное освящение жертвоприношений.
4. Об обете как условному личному посвящению.
5. О запрете клятв
6. Об изгнании и клятве отлучения

Библиография
Регистр
Об авторе
Даниэль Шуман изучал богословие и иудаику в Йене, Лейпциге и Иерусалиме; 2018 доктор философии в Вестфальском университете Вильгельма в Мюнстере; в 2018-2020 обучался в докторантуре Оксфорда по стипендии им. Марии Складовской-Кюри. За это время осуществил комментированный перевод трактатов Тосефты Недарим и Назир, посвященных практике обетов.