Лекции

Раннехристианская агиография и культура Римской империи во II–III вв.

8 июня: Христианское мученичество в мире римских зрелищ



Казни христиан не были чем-то странным и пугающим для римлян. Мы рассмотрим место того, что мы называем мученичеством, в системе римских зрелищ во II–III вв. Современные исследователи по-разному подходят к изучению и интерпретации происходившего на арене, но все они солидарны в том, что эти кровавые игры обладали большим значением как институт социальной интеграции, формирующий и поддерживающий римскую идентичность. Осужденный на смерть преступник становился частью «мира арены», а его унизительная казнь означала торжество закона и восстановление порядка и справедливости. Эти механизмы должны были действовать и в отношении христиан, но на практике римские власти сталкивались с тем, что установившиеся модели наказания преступников «выворачивались наизнанку» христианами и превращались в средство разрушения римского порядка. Это привело к тому, что начиная с середины III в., магистраты как правило стремились к максимально кратким судам и быстрой казни христиан, чтобы воспрепятствовать стечению большого числа зрителей.

15 июня: Раннее христианство и Вторая софистика: мученики и риторы



Термин «софист» в сочинениях языческих авторов, писавших о раннем христианстве, не обязательно имеет исключительно негативное значение. Во II–III вв. это слово применялось по отношению к выдающимся ораторам, причем иногда в качестве самообозначения. Эти риторы и христиане были современниками, они были воспитаны одной и той же античной культурой. Стремясь доказать истинность своих взглядов и продемонстрировать превосходство своей традиции, христиане часто пользовались идеями и практиками, заимствованными из арсенала Второй софистики. Наиболее здесь интересны случаи Поликарпа, Аполлония и Пиония. Поликарп не произнес на суде развернутую речь, но в описании его поведения мы находим параллели, например, с сочинением  Флавия Филострата. Здесь сознательно изображается столкновение мира языческой культуры и христианства, и читатели-современники хорошо осознавали это противостояние. В «Мученичестве Аполлония» христианин во время процесса произнес две речи в защиту своих взглядов. Они прагматичны и демонстрируют готовность к компромиссу, но не ценой своих убеждений. Речи Аполлония отличает большая эрудиция и тщательная риторическая отделка. Мученик пользуется своими знаниями не для того, чтобы произвести впечатление на слушателей, а чтобы сформулировать основные положения своей веры так, чтобы их изложение было приемлемо для образованного язычника. Пресвитер смирнской церкви Пионий произнес две речи. Они сопоставимы с произведениями античных авторов по красноречию, эрудиции и общему духу культуры, но при этом Пионий ориентируется не на античные образцы, а выбирает свой путь, ведущей к возникновению и становлению той ветви христианской риторики, что основана на парадоксе, притчах, откровениях и пророчествах.

22 июня: Мученичество и распространение христианства в Римской империи



Какова была роль мученичества в распространении христианства в первые века? Традиционно считается, что оно производило большой эффект на языческую аудиторию, демонстрируя отвагу христиан и их верность своей вере. Однако, вполне возможно, что это было не так: мученичество не могло сыграть сколь бы то ни было значимую роль при обращении язычников. Оно было полностью внутрихристианским явлением, малопонятным и скорее отталкивающим для постороннего наблюдателя. Мученики, сосредоточившись на своем подвиге, не обращались к зрителям, публика воспринималась ими не как объект проповеди, а как инструмент достижения Царствия Небесного. Во время их казни не происходит никаких чудес, которые могли бы прославить силу Бога христиан, а те, что происходят, видят лишь их единоверцы. Известные нам случаи обращения язычников после мученичеств при ближайшем рассмотрении оказываются результатом или более или менее длительного общения с осужденными до казни, или реакцией на происходящее уже состоявшихся христиан. Тем не менее, мученичество воздействовало на членов христианских общин, еще не принявших крещение — катехуменов. Оно укрепляло новообращенных, давало им образец поведения, достойного настоящего христианина и подталкивало к следованию этой модели.

О лекторе:

Алексей Дмитриевич Пантелеев — кандидат исторических наук, доцент кафедры истории древней Греции и Рима Института истории СПбГУ. Автор более 100 научных работ по раннему христианству и религиозной жизни Римской империи, переводчик агиографических сочинений («Ранние мученичества. Переводы, комментарии, исследования», СПб., 2017). Область научных интересов — история раннего христианства, раннехристианская агиография (II–IV вв.), гностицизм, античная философия, религиозная жизнь Средиземноморья в период эллинизма и Римской империи, нетрадиционная религиозность в античном мире (магия, астрология, алхимия).

https://history.spbu.ru/gr-sotrudniki/details/6/72.html
https://spbu.academia.edu/AlexeyPanteleev
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=117799
Завершенные