БХД № 4 (8) 2020
БХД № 4 (8) 2020
АНТИПА ЛАМИЗМ В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ
Х.‐Г. БЕКА: РУССКИЕ ИСТОКИ
И КАТОЛИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ


ЧАСТЬ II

Дмитрий Игоревич Макаров
доктор философских наук
доцент и заведующий кафедрой общих гуманитарных
дисциплин Уральской государственной консерватории
им. М. П. Мусоргского (Екатеринбург)
профессор библейско-богословской кафедры
Екатеринбургской духовной семинарии
620014, г. Екатеринбург, пр. Ленина, 26
dimitri.makarov@mail.ru

Для цитирования: Макаров Д. И. Антипаламизм в раннем творчестве Х.-Г. Бека: русские истоки и католические параллели. Часть II // Библия и христианская древность. 2020. No 4 (8). С. 101– 117. DOI: 10.31802/BCA.2020.8.4.005

Аннотация УДК 27-144.7 (27-788-35) (2-674)
Ханс-Георг Бек (1910–1999), крупнейший немецкий византинист ХХ в., прошёл путь от бенедиктинского монаха до мюнхенского профессора, создателя всеобъемлющей концепции истории Византии и византийской культуры. Вопросы истории Церкви и богословия занимали его с первых шагов научной деятельности. Будучи учеником крупнейшего историка схоластики Мартина Грабмана, Бек усвоил томистский взгляд на богословие и потому отрицал реальное различение в Боге сущности и энергий, раскрытое св. Григорием Паламой. Но если в своей первой статье «Борьба за томистское понимание богословия в Византии» (1935) Бек критикует паламизм «извне», с позиций неосхоластики, то в своей светской диссертации о Феодоре Метохите (1952) — уже «изнутри», пытаясь доказать несовместимость паламизма с халкидонитским православием. Помимо общих соображений о малой креативности византийского народного духа, Х.-Г. Бек опирается в этом вопросе на идею В. С. Соловьёва (1853–1900) о том, что византийское монашество с ранних веков было заражено монофизитством. Именно поэтому, по мысли Бека, оно и допустило столь «странное» и «антропоморфистское» учение, как паламитский исихазм (эти два явления Бек чётко не разграничивал).

Ключевые слова: Ханс-Георг Бек, свт. Григорий Палама, паламизм, антипаламизм, Владимир Соловьёв, Фома Аквинский, схоластика, томизм, неосхоластика, гуманизм, энергии Божии, халкидонское православие, монофизитство.