БХД № 3 (7) 2020
БХД № 3 (7) 2020
Исследования
АГИОГРАФИЯ
Мучитель, лицемер, враг: обличья демона в латинских визионерских текстах VII–XI вв.

Андрей Владиленович Пильгун

кандидат искусствоведения
свободный исследователь
a.pilgoun@gmail.com

Для цитирования: Пильгун А. В. Мучитель, лицемер, враг: обличья демона в латинских визионерских текстах VII–XI вв. // Библия и христианская древность. 2020. № 3 (7). С. 126–162. DOI: 10.31802/BCA.2020.7.3.004

Аннотация УДК 27-167.6 (27-29)
В статье представлен собирательный портрет демона, основанный на визионерских текстах с VII по XI в. В рассказах о временном перенесении души в потусторонний мир демон — исполнитель наказаний над прóклятыми и подлежащими очищению грешниками. Анализ визионерских свидетельств до VII в. показывает, что визионер находится вдалеке от сцены казни, а силуэты мучителей (безымянных или выступающих под различными именами) подробно не выписаны. В видениях VII — начала VIII в. расстановка персонажей меняется: демоны словно замечают визионера, он становится уязвим для их нападок, видит их лицом к лицу. Возникают подробные описания внешности беса. Некоторые ее детали войдут в позднейшую иконографию демона. Последний наделяется способностью к перевоплощению в животных, лихорадочной активностью, капризным характером, способностью испытывать чувства от безудержного ликования до плача и ярости, издавать соответствующие звуки. В рассказах VII–XI вв. столкновение с демонами в земном мире происходит в основном в монашеской или отшельнической обители: бесы противостоят клирикам и святым. В загробном мире они бичуют грешников. В руках демонов крюк, дротики, лук и стрелы, железные прутья, раскалённые булавы, кузнечные инструменты. Стычка с демоном порой принимает форму диспута, где его оппонентами становятся ангел, святой или визионер; бесы превратно толкуют Писание, а ангелы дают примеры верного его прочтения. Рассмотренные тексты обрисовывают традицию, в рамках которой противоречивый образ беса во всех его личинах — от безы­мян­но­го чёрного мучителя до сведущего в богословии лицемера, от исконного врага христианского люда до инструмента Божьего правосудия — накопил великий потенциал, реализованный в визионерской демонологии XII в.

Ключевые слова: агрессия демонов, визионерская литература, внешность демона, демонология, места обитания демонов, окраска демона, орудия демона, потусторонний мир, спор с демоном, средневековые видения, средневековый демон, характер и эмоции демона.